ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГРАНИЦЫ ВЫСОТНОСТИ ДВИГАТЕЛЯ
Как определяется граница высотности двигателя, установленного на самолете, было указано в гл. X. В случае, если граница высотности оказывается ниже расчетной, возникает вопрос: где скрыта причина этого — в двигателе и его нагнетающей системе или во всасывающем канале самолета. Иначе говоря, надо решить вопрос: является ли истинная граница высотности двигателя (без всасывающего канала) ниже расчетной, соответствующей техническим условиям, или всасывающий канал имеет слишком большие гидравлические сопротивления и скоростной напор используется плохо.
Этот вопрос решается при помощи той же аппаратуры, которая была указана в предыдущем параграфе. На горизонтальных площадках на разных высотах і выше границы высотности измеряются: скорость полета V, давление атмосферного воздуха рн, полное давление р10 в конце канала, на входе в нагнетатель, и давление рк на входе в двигатель.
По этим данным вычисляют адиабатический перепад температур в нагнетателе:
При этом температура торможения на входе в нагнетатель вычисляется по обычной формуле
V[28] 26 000 ’ |
^10 — +
где V — в км/час.
Величина Л Гад изменяется: весьма мало, так как режим на — гнетателя изменяется мало. Зная эту величину, легко подсчитать для ряда высот значения рк ст в условиях стандартной атмосферы, которые получились бы при выключении регулятора постоянства давления
k
(18.10)
Построив значения рк ст в зависимости от высоты (фиг. 18.2) и отметив на этой кривой точку с заданным значением рк рег, получим границу высотности в стандартных условиях для двигателя без скоростного наддува.
Если передавать давление рю прямо на высотомер или барограф, можно значительно упростить все вычисления. На фиг. 18. 3 приведена номограмма, позволяющая найти Л Гад в стандартных условиях по заданным Нр и рк. Но мограмма построена по уравнению (18. 10). Пользоваться номограммой нужно следующим образом. Зная показание Нр высотомера (с инструментальной поправкой), соответствующее давлению перед нагнетателем, и давление рк, полученные в полете, находим по номограмме ДГад. ф, т. е. то фиктивное значение этой величины, которое получилось бы, если бы температура перед нагнетателем равнялась Стандартной температуре, соответствующей высоте Нр. Полученное значение исправляем по формуле
ДТад=ДГад. ф^.
* СТ
Кривая на номограмме, соответствующая этому значению А Гад, и дает зависимость р&ст от Нр в условиях стандартной атмосферы для двигателя без всасывающего канала и скоростного наддува. Достаточно дальше на этой кривой найти точку, соответствующую регулировочному значению ри per* чтобы получить границу высотности двигателя.
Легко определить границу высотности двигателя по той же методике и при наземных испытаниях. Для этого достаточно присоединить на входе во всасывающую систему специальный дроссель, позволяющий постепенно понижать давление перед нагнетателем. Дроссель такого типа легко сделать на любом за
воде. Установив заданные обороты двигателя (для этого иногда приходится облегчать винт), дросселем постепенно понижают давление на входе в нагнетатель. Замеряются те же величины, что и в полете. Замеры нужно делать только при таком дросселировании, когда давление за нагнетателем станет ниже регулировочного (заслонка нагнетателя будет полностью открыта). Метод обработки тот же, что и в случае испытаний в полете. Роль температуры перед нагнетателем играет температура наружного воздуха. При испытании необходимо тщательно следить, чтобы вследствие разрежения не произошло деформации канала.
Если на двигателе имеется фильтр-пылеочиститель, очень удобно воспользоваться этим агрегатом как дросселем; для этого сетка фильтра оклеивается полосками перкаля. Постепенно отдирая эти полоски, можно
получать различные разрежения перед нагнетателем.
На фиг. 18.4 представлена кривая Pk—f(H), полученная указанным выше путем на одном самолете.